29.08.2025 | Alex_balinsu | Leave a comment Еще десять лет назад писательский успех был доступен немногим. Чтобы попасть на прилавки, приходилось проходить длинную цепочку согласований с редакторами и издателями. Сегодня ситуация изменилась: произведение можно опубликовать самостоятельно, и уже на следующий день оно способно выйти в топ продаж цифровых площадок. Книга больше не ограничена бумажным форматом: она живет в смартфонах, на платформах аудиоконтента и в социальных сетях. Это создает уникальные условия для авторов, но вместе с тем повышает требования к защите прав. Руководитель онлайн-сервиса для надежной фиксации авторских прав на любые виды интеллектуального труда ЕДРИД Евгений Пен рассказал, как сегодня обстоят дела в книжном мире и как писателям обезопасить себя. Куда движется книжный мир С конца пандемии книжный рынок переживает не кризис, а структурную перестройку. В России бумажные тиражи растут значительно медленнее, чем денежная выручка, а цифровые форматы становятся основной точкой роста. Подписка, аудиокниги и маркетплейсы вытесняют традиционные каналы продаж. Автору больше не обязательно ждать решения издательства, можно выйти на аудиторию напрямую и управлять процессом публикации самостоятельно. С января по июнь 2025 года суммарный тираж выпущенных изданий (книг и брошюр) составил 172,5 млн экземпляров против 169,6 млн в первые шесть месяцев 2024 года. Это подтверждает, что рынок остается живым и активным. В первой половине 2025 года зарегистрированы издания, переведенные с 72 языков народов мира, в том числе с 59 языков народов РФ. Среди таких изданий лидируют книги с английского языка (4189 изданий), далее следуют французский (690), немецкий (519), японский (350) и итальянский (229). Среди издательств наибольший тираж имеет «Просвещение» (61 млн экземпляров), затем идут «Эксмо» (22 млн), АСТ (16,8 млн), «Азбука-Аттикус» (7,7 млн) и «Экзамен» (7,1 млн). Среди авторов художественной литературы лидирует Анна Джейн, за ней Фёдор Достоевский и Гэнки Кавамура. В детской литературе первыми остаются Корней Чуковский, Елена Ульева и Александр Волков. Тренды 2025 года: что важно знать Рост аудиоформатов К 2030 году мировой рынок аудиокниг, по прогнозам, достигнет $35 млрд против $5–6 млрд сегодня. Подписные модели в лидерах В 2024 году в России на подписки пришлось 42% цифрового рынка (+72 % за год). Маркетплейсы как основной канал продаж Ozon, Wildberries и другие платформы обгоняют книжные магазины по объемам реализации. Социальные сети как фактор успеха TikTok и другие платформы формируют бестселлеры, выводя новых авторов в лидеры продаж. Самиздат в цифре До 50% цифрового рынка в России занимают книги, выпущенные в формате самопубликации. Автор как бренд Помимо книг, источниками дохода становятся подкасты, аудиоверсии, мерч и эксклюзивный контент. Перспективы авторов в 2025 году Ситуация на рынке дает авторам больше возможностей, чем когда-либо: можно публиковать произведения без посредников; запускать продажи в короткие сроки; строить собственную медийную экосистему; развивать дополнительные форматы: аудиокниги, подкасты, видеоконтент; работать с аудиторией напрямую через социальные сети и подписные платформы. Издательства, в свою очередь, активно ищут авторов, уже набравших популярность в интернете. Как защищать авторские права Рост цифрового сегмента повышает риск пиратства: произведение может быть скопировано, переиздано под чужим именем или распространено без разрешения. С 2025 года в России действует обновленный закон: любое несанкционированное использование признается нарушением; штраф от 10 000 рублей, компенсация — до 10 млн рублей; ответственность может быть взыскана с каждого участника незаконного распространения. Для защиты прав необходимо зафиксировать авторство до публикации. Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — это онлайн-сервис, позволяющий быстро и официально зарегистрировать авторство на произведение. Сервис подходит для фиксации любых объектов: текстов, музыки, иллюстраций, программного кода и т.д. Подробнее о процедуре можно узнать на сайте: https://edrid.ru/author.html 2025 год — это время, когда автор может одновременно быть писателем, издателем и продюсером собственных произведений. Развитие цифровых каналов дает доступ к мировой аудитории, а такие сервисы как ЕДРИД позволяют надежно защищать интеллектуальную собственность. В этих условиях возможности для творческого и финансового роста во многом зависят от умения сочетать креативность с грамотным правовым обеспечением. О компании ЕДРИД: Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — это онлайн-сервис для надежной фиксации авторских прав на любые виды интеллектуального труда: музыку, тексты, дизайн, программный код и многое другое. Компания предоставляет официальный сертификат о депонировании, который может быть использован в качестве доказательства авторства в суде или при урегулировании споров. ЕДРИД помогает авторам подтвердить свои права без сложных бюрократических процедур, а решения сервиса подходят как начинающим, так и профессиональным авторам, желающим защитить свои работы. Источник: Pronline.ru, группа компаний Pro-Vision Комментариев пока нет.