За три квартала 2024 года российские автозаводы более чем на треть увеличили выпуск легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. По некоторым видам транспорта они уже превзошли досанкционные показатели.

Меры поддержи, которые оказываются отрасли, позволят отечественному автопрому наращивать производство транспортных средств и в дальнейшем, считают эксперты. Однако темпы роста во многом будут зависеть от ряда внешних факторов, а также от потребительского спроса на новые машины, отмечают специалисты. Подробности – в материале «Известий».

Грузовики объехали санкции

С января по сентябрь включительно в России было выпущено в общей сложности 675,9 тыс. транспортных средств, что на 34,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом сообщается в отчете Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) о промышленном производстве в 2023 году, опубликованном на официальном сайте ведомства.

В частности, за три квартала с конвейеров отечественных автозаводов сошли 508 тыс. легковых автомобилей. Это на 39,9% больше, чем за девять месяцев прошлого года, когда предприятия собрали 358 тыс. легковушек. В этом сегменте отрасль пока заметно отстает от показателей досанкционного периода: в январе–сентябре 2021 года в нашей стране было выпущено 1,02 млн легковых машин.

А вот производство грузовиков уже обогнало досанкционные показатели. Если за девять месяцев 2021 года в России было собрано 129 тыс. грузовых машин, то за три квартала этого года их выпустили уже 141 тыс. штук (+17,1% к данным за аналогичный период прошлого года). Аналогичная картина наблюдается и в отношении небольших автобусов (полной массой до 5 т): с января по сентябрь 2021 года их собрали 9,8 тыс. экземпляров, а за девять месяцев 2024-го – 11,1 тыс. штук (+ 11,7% к трем кварталам прошлого года).

Перезапуск

Рост объемов выпуска автомобилей во многом связан с перезапуском в этом году производства на ранее остановленных предприятиях, отмечают эксперты. Так, на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге начался выпуск кроссоверов бренда Х-Сite. Также в Северной столице началось производство автомобилей Solaris (в прошлом модели Hyundai и Kia). В Калужской области была возобновлена сборка Citroen, компания Sollers начала производство под собственным брендом автобусов во Владивостоке и грузовиков в Ульяновске.

Выпуск автомобилей Amderauto и Forthing, а также грузовиков Ambertruck стартовал в Калининградской области. Кроме того, в Ижевске начали делать Lada Largus (до 2022 года эту модель производили в Тольятти), на конвейере завода Haval в Тульской области появился внедорожник H3, а Липецкий автозавод Evolute начал сборку гибридного кроссовера i-Space. Также на ряде российских предприятий были произведены партии автомобилей Chery, Exeed, DFSK и Jetour. Кроме того, в Нижнем Новгороде до конца года ожидается запуск производства нескольких моделей возрожденной марки «Волга».

В обозримой перспективе рост производства автомобилей сохранится, однако его темпы могут замедлиться, считают опрошенные «Известиями» эксперты. По мнению главного редактора издания «За рулем» Максима Кадакова, это связано с увеличением доли высокотехнологичных моделей в структуре производства и сложностями с обеспечением сборочных предприятий необходимыми комплектующими.

«В условиях санкционного давления чем сложнее модель и чем больше в ней технологичных автокомпонентов, тем труднее обеспечить их бесперебойные поставки с сохранением определенного уровня качества. По ряду электронных систем мы можем обеспечить такую стабильность, именно поэтому было принято решение о прекращении с 1 января 2025 года действия упрощенных требований к автомобилям и об обязательном оснащении их системами АБС и ESP. Сами блоки для этих систем в достаточном количестве выпускаются в нашей стране, правда, в значительной степени все же из иностранных деталей и компонентов», –рассказал он «Известиям».

Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве других комплектующих, отмечает эксперт. Например, несмотря на то что краски, используемые на отечественных автозаводах, в подавляющем большинстве случаев выпускаются в РФ, их химические компоненты в значительной мере импортируются из других стран.

«В этих условиях серьезными факторами являются уровень санкций, курс рубля, сложность логистических цепочек. Изменение любой из этих составляющих в конечном итоге может сказаться на объемах производства автомобилей в нашей стране», – полагает Максим Кадаков.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто в качестве примера приводит введенный недавно США запрет на экспорт в Россию, Белоруссию, а также на Кубу, в КНДР, Ирак и Иран многослойных стекол, амортизаторов, рулевых систем, подушек безопасности и ряда других деталей для автомобилей.

«Пока сложно оценить, как это скажется на отечественных автопроизводителях. Однако вполне вероятно, что кто-то из иностранных поставщиков из-за риска вторичных санкций откажется от сотрудничества с российскими предприятиями. В этом случае придется либо искать другого поставщика, либо придумывать какие-то схемы и пути ввоза “запрещенки”. Это вполне может сказаться на объемах выпуска новых автомобилей», –считает Игорь Моржаретто.

Способствовать увеличению производства автомобилей в России в определенной мере будет и индексация утилизационного сбора, считает Максим Кадаков. Однако в значительной степени это будет зависеть от того, в каком объеме полученные от этого сбора средства пойдут на поддержку российского автопрома, подчеркивает он.

Собрать и продать

По словам вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, недостаточно просто выпустить больше новых машин, их еще надо продать. А с учетом неизбежного роста цен на них и увеличения размеров ставок по автокредитам сделать это становится все сложнее, считает он.

«Кроме того, меняется сама модель поведения потенциальных покупателей: все больше людей предпочитают личному автомобилю сервисы каршеринга или подписки на машину. Этому способствуют и планы властей по сокращению количества парковок возле домов – многие просто не станут покупать машину, понимая, что ее негде будет припарковать. В этих условиях для значительного роста производства машин в нашей стране нет особых предпосылок. Конечно, ни производство, ни рынок своего потолка не достигли: скорее всего, в следующем году движение вперед все же будет, но уже не такими темпами, как прежде», – поделился своим прогнозом с «Известиями» вице-президент НАС.

«Рост производства автомобилей в России более чем на 30% (по грузовым автомобилям можно и вовсе говорить о восстановлении производства) во многом стал следствием стабилизации экономической ситуации и реализации программ поддержки автомобильного производства. Перезапуск автомобильных заводов способствует сохранению рабочих мест и оживлению экономики отдельных регионов. Относительная стабилизация курса рубля и адаптация отечественных предприятий к работе в режиме санкционных ограничений, безусловно, являются главными факторами. Однако, высокий показатель темпа роста производства во многом обусловлен эффектом «низкой базы». Рынку еще предстоит найти ответы на множество вопросов, среди которых – высокие ставки по кредитам, ограниченные возможности населения по приобретению автомобилей и возможные новые санкционные ограничения», – подчеркивает Павел Грибов, доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности ИПНБ Президентской академии.

«Развитие автомобильной промышленности способствует укреплению российской экономики и созданию новых возможностей для роста и процветания», – заключила эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Светлана Филистеева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *